«Жили-были»: как связаны фольклор и экономическое развитие

05.12.2025   \  Это интересно

Ценности и нормы играют важную роль в формировании взаимодействия людей, которое, в свою очередь, влияет на экономическое развитие. Но до относительно недавнего времени экономисты неохотно рассматривали культуру как самостоятельный фактор. Это было связано во многом с тем, что выделить ее влияние было довольно сложно: определение культуры слишком широко, а каналы, по которым она может оказывать воздействие на экономику, многочисленны и трудноопределимы. Однако совершенствование научных методов и увеличение объема данных, накопленных в том числе антропологами и социологами, за последние пару десятилетий позволили выявить систематические культурные различия обществ и соотнести их с различиями в экономических результатах.

Один из каналов, по которым социальные ценности, поведенческие установки и культурные нормы передаются от родителей к детям, – это фольклор. Исследования показывают, что фольклорные сюжеты, многие из которых существуют столетиями, до сих пор влияют на развитие современных обществ. К примеру, в обществах, в чьих сказках обманщики будут скорее наказаны, чем нет, сегодня уровень доверия и жизни выше в сравнении с теми, в чьих сказках обманщики чаще преуспевают или остаются безнаказанными. Если культурные нормы через фольклор передают, что обманщик будет наказан, это воспитывает неприятие обмана, стимулирует честность и доверие между людьми. Высокое доверие, в свою очередь, облегчает кооперацию, деловые связи, экономическое взаимодействие.

Ценности и нормы, исторически «зафиксированные» в сказках, могут оказывать устойчивое и заметное влияние на современные темпы экономического роста, выяснили в недавней работе экономисты Штефан Фойгт и Махди Хесали из Гамбургского университета и Надя фон Якоби из Трентского университета.

Авторы количественно оценили влияние ценностей, транслируемых в сказках 172 стран, на темпы роста ВВП на душу населения за 1990–2019 гг. Согласно их расчетам, увеличение в национальном фольклоре доли сказок, продвигающих такие ценности, как кооперация, альтруизм, трудолюбие, на 1 стандартное отклонение связано с повышением темпов долгосрочного роста на 0,3–0,7 п.п. в год. То есть культурные нормы могут служить самостоятельным предиктором долгосрочного экономического роста.

Сказочно-экономические ценности

Авторы проанализировали более 27000 народных сказок, записанных к концу XIX в. фольклористами (такими, как братья Гримм), антропологами и миссионерами, в 172 странах, где проживает примерно 99% населения мира. Из сказок исследователи сформировали базу данных для анализа под названием «Историческое исследование ценностей» (Historical Values Survey, HistoVaS). С помощью искусственного интеллекта авторы выделили в сказках 36 ценностных факторов, сгруппировав их в 7 обобщенных категорий ценностей. Например, категория «сотрудничество» объединяет такие переменные, как доверие, выполнение обещаний; «альтруизм» – помощь другим, отказ от мести; и пр.

Большинство из 36 ценностей в целом присутствуют в 10–20% всех сказок мира, а среднее количество сказок на страну составляет 154.

Семь категорий социально-экономических ценностей, выявленных в сказках и рассмотренных в исследовании:

1. Сотрудничество. Положительное влияние сотрудничества на экономическое развитие реализуется через такие каналы, как доверие и социальный капитал. Сотрудничество лежит в основе разделения труда, повышающего производительность за счет специализации, а также помогает обществу объединяться для создания общих благ. Ценность сотрудничества проявляется в нарративах, поощряющих доверие и кооперацию, в том числе с незнакомцами, выполнение обещаний, наказание за плохой поступок и отсутствие наказания за хороший. Альтруизм. Он подразумевает, что человек совершает действия, сопровождающиеся высокими издержками для него самого, но приносящие выгоду другим.

2. Альтруизм может иметь решающее значение для устойчивости других норм, например поощряющих сотрудничество. В сказках ценность альтруизма продвигается через сюжеты, в которых герой помогает другим, в том числе незнакомым, и в которых не поощряется месть.

3. Трудолюбие (трудовая этика). Список продвигающих его «переменных» во многом опирается на протестантскую этику Макса Вебера и включает в себя поощрение упорного труда, терпения, выполнения обещаний, пунктуальности, честности, внимания к деталям. Все эти нормы также могут способствовать сотрудничеству и снижению транзакционных издержек. Предпринимательство.

4. Предприниматели часто внедряют новые идеи, технологии и подходы к производству, что стимулирует инновации, повышает производительность и конкурентоспособность экономики. Поощрение предпринимательства в фольклоре проявляется через сюжеты принятия риска, географической и социальной мобильности, нового старта после провала.

5. Толерантность. Она предполагает принятие людьми норм и практик, отличающихся от их собственных. Это означает в том числе принятие обществом не только выгод предпринимательства, но и таких его последствий, как неравенство результатов. Индивидуализм, в отличие от коллективизма, также способствует толерантности, поскольку предполагает более высокую степень разнообразия и то, что люди используют собственные средства для достижения своих целей. Ценности толерантности проявляются в фольклоре в виде сюжетов, поощряющих открытость к изменениям, принятию различающихся результатов, индивидуализма и не поощряющих зависть.

6. Неприемлемость дискриминации. Если потенциал некоторых членов общества остается недооцененным и неиспользованным, это препятствует развитию. Сказочные нарративы, транслирующие неприемлемость дискриминации, могут включать в себя, например, уважительное отношение к пожилым, поощрение самостоятельности женщин в достижении своих целей; показывать, что первое впечатление может быть обманчиво (когда влечет за собой дискриминирующие выводы).

7. Вызов авторитету. Как отмечал историк экономики Джоэль Мокир, одной из причин того, что промышленная революция началась именно в Европе, обеспечив ей экономический расцвет, стал культурный сдвиг, включавший в себя распространение скептицизма: без оспаривания прежних догм не было бы прогресса в знаниях (за объяснение исторических причин экономического роста синтезом знаний, инноваций и технологий Мокир в 2025 г. был удостоен Нобелевской премии). Нормы, поощряющие оспаривание авторитетов и критику власти, могут способствовать инновациям, техническому прогрессу, а также верховенству права и лучшему управлению. Фольклорные нарративы транслируют эту норму через поощрение оспаривания любого авторитета, от родителей до представителей власти и божеств.

Массив сказок

В базу данных сказок HistoVaS вошли тексты на 115 языках, преимущественно на английском (всего авторы нашли английские версии 11447 сказок), оставшиеся сказки (15690) были переведены авторами машинным способом. Наиболее частые сюжеты в сказках поощряют индивидуализм, наказание за дурные поступки, географическую мобильность. И, наоборот, не приветствуют наказание за хорошие поступки, суждение по первому впечатлению, зависть и дискриминацию.

Корреляция с экономическим ростом

Для того чтобы проверить связь ценностей и норм, прослеживающихся в сказках, с современным экономическим ростом, авторы включают данные о семи группах ценностей в эконометрическую модель. С помощью регрессионного анализа темпов роста с 1990 по 2019 г. исследователи попытались установить, могут ли «ценностные» переменные объяснить различия в современных темпах экономического роста. Авторы рассматривают период с 1990 г., так как в это время закончились социалистические режимы в большинстве стран Центральной и Восточной Европы; и завершают его 2019 г., поскольку это последний год перед пандемией коронавируса, ставшей тормозом для экономического роста.

Анализ показал, что все семь культурных факторов статистически значимы для экономического роста. В среднем размер коэффициента для всех семи факторов составляет 0,48. Это означает, что экономика страны, в чьем фольклоре исследуемая ценность встречается чаще на одно стандартное отклонение от среднего значения, росла бы на 0,48% в год быстрее в период с 1990 по 2019 г. Минимальный коэффициент зафиксирован для отсутствия дискриминации (0,273), максимальный – 0,559 – для трудовой этики и для толерантности.

Особенно сильно культура влияет на экономику бедных стран. Например, в них ценность сотрудничества важна для роста вдвое больше, чем в богатых странах, а неприятие дискриминации – важнее в шесть раз.

Это может быть связано с тем, что в богатых странах многие взаимоотношения формализованы через институты, тогда как в бедных странах формальные институты – защита прав собственности, эффективная бюрократия, независимая система правосудия – развиты слабо. И поэтому неформальные нормы – то, что передается через культуру, – становятся главным механизмом, регулирующим поведение людей, обеспечивающим кооперацию и снижающим риски. Например, если нельзя положиться на суд, чтобы взыскать долг, кредитор будет давать в долг только тем, кого считает честным и порядочным согласно местным нормам. Культурные нормы могут снижать транзакционные издержки – издержки поиска информации, ведения переговоров, контроля и принуждения.

Кроме того, богатые страны уже близки к технологическому и институциональному фронтиру. Их рост определяется в большей степени инновациями и глобальной конкурентоспособностью. Культурный фактор там уже «встроен» в развитые институты и потому его дополнительный эффект менее заметен. Бедные страны, наоборот, находятся в процессе «догоняющего развития». И культура для них может выступать существенным компенсирующим или ускоряющим фактором.

Важно отметить, что если страна имеет «благоприятный» культурный профиль, это не является ни гарантией, ни единственным условием для долгосрочного экономического роста. Культура создает предрасположенность или потенциал, который может быть реализован или же нивелирован другими, более сильными факторами.

В пример можно привести Ливан, чей фольклор, согласно расчетам авторов, выделяется одними из самых высоких в мире значениями по многим важным для развития экономики культурным ценностям (сотрудничество, альтруизм, трудолюбие, неприемлемость дискриминации). При этом в стране почти половина населения живет за чертой бедности из-за многолетнего кризиса (с 2019 по 2024 г. экономика страны сократилась почти на 40%), региональных конфликтов, политической нестабильности, крайне слабого госуправления, высокой коррупции. Возможно, потенциал исторически сложившегося культурного капитала был заблокирован серией политических и экономических кризисов XX–XXI вв. Можно привести аналогию с высокоурожайным сортом семян: если они окажутся на каменистой почве и еще под воздействием засухи, то на урожай вряд ли стоит рассчитывать.

После того как показана и количественно оценена связь ценностей и норм, которые передаются через фольклор, с современными темпами роста, возникает соблазн завершить исследование выражением «и все они жили долго и счастливо» – но это был бы скорее сказочный, чем научный финал, заключают авторы работы. Культура, передаваемая через поколения, создает долгосрочный фон, на котором разворачивается история. Но на сюжет этой истории могут влиять другие, менее благоприятные и более мощные силы.

Ирина Рябова

Источник - Эконс

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Сегодня 12:00

«Жили-были»: как связаны фольклор и экономическое развитие

Народные сказания передаются из поколения в поколение почти без изменений – и могут служить источником информации об исторически сложившихся ценностях и нормах. Включение этих факторов в модель экономического роста показало значимость культуры для экономического развития.

Это интересно    Сегодня 11:05

Первый в истории ИИ-министр подозревается в получении взятки в биткоинах

ИИ-министр Албании Диелла «подозревается» в получении взятки в размере 14 биткоинов за оптимизацию тендерной документации на строительство дорог. Диелла посчитала, что эти действия не являются преступлением. Полученные биткоины она планировала использовать для собственного обновл...