Аналитика: Ждать ли скорой реализации отложенного потребительского спроса?
02.06.2017 \ Аналитика
Позитивный тренд в потребительских настроениях в России продолжился. По данным исследования GfK, во втором квартале 2017 года Индекс потребительских настроений вырос до 102 пунктов, что на два пункта выше Индекса, зафиксированного в 1 квартале 2017 г., - тогда он впервые с 2014 года достиг 100 пунктов – показателя, разделяющего негативную и позитивную зону оценки потребителями ситуации в экономике и собственных финансах (см. Таб. 1). Во 2 кв. 2017 года в шести из девяти Федеральных округов России настроения потребителей уже в позитивной зоне (Индекс выше 100 пунктов). В числе таких регионов - Центральный, Южный, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Москва. В негативной зоне остаются Дальний Восток, Северо-Западный регион и Поволжье. Уверенный рост Индекса потребительских настроений продолжился в Центральном, Южном регионе и на Северном Кавказе. А вот в Поволжье, Северо-Западном регионе и на Дальнем Востоке восстановление потребительских настроений пока застопорилось. Москва по-прежнему отличается высокой волатильностью Индекса. Во 2 кв. 2017 г. Индекс по Москве хотя и остался в зоне позитивных настроений, все же снизился на 3 пункта (со 107 пунктов в 1 кв. до 104 в 2 кв.). Такие флуктуации могут быть связаны с тем, что рыночная и информационная среда в Москве более динамична, что влияет на настрой москвичей. «Индекс потребительских настроений отражает оценку потребителями текущей ситуации в экономике страны, своего финансового состояния и ожиданий на будущее. Исследования GfK показывают, что изменения Индекса являются предвестником изменений спроса в перспективе 3-6 месяцев - в зависимости от категории товаров», – говорит Александр Демидов, Генеральный директор - CEO компании GfK Rus. Эксперты GfK изучили Индекс потребительских настроений в разрезе социально-демографических сегментов. Закономерностью оценки Индекса по возрастам является тот факт, что чем старше человек, тем ниже Индекс. В группе от 16 до 19 лет наиболее высокий уровень Индекса может быть обусловлен тем, что молодёжь обычно получает желаемое, не прилагая к этому особых усилий, так как обеспечивается в основном родителями. В группе 65 лет и старше стабильно низкий уровень Индекса, что обусловлено невысокими пенсиями и отсутствием серьезных ожиданий по улучшению материального положения. Острее всего на кризис реагировали возрастные сегменты, которые соответствуют наиболее экономически-активной группе населения. Во втором квартале 2017 года потребительские настроения восстановились во всех возрастных группах, кроме старшей (50+). Интересно, что чем больше семья, тем уровень Индекса выше: это может быть обусловлено большей уверенностью людей, живущих в семьях, когда можно рассчитывать на поддержку родных. В таких семьях, как правило, большее количество людей имеет доход (зарплаты, пенсии, пособия и др.). Сложнее всего приходится домохозяйствам, состоящим из одного человека. Если говорить о социальных классах, то, как показали исследования GfK, в стабильные года лучше всего себя чувствуют классы А, В (Высший и Выше среднего - люди с хорошим образованием и хорошей работой). Кризис, начавшийся в 2014 году, существенным образом ударил по настроениям именно высшего и среднего класса, хотя впоследствии именно эти классы демонстрируют быструю адаптацию и приспособление к новым экономическим условиям. По состоянию на 2 кв. 2017 года потребительские настроения восстановились во всех экономических группах, кроме низких классов DE (низкий уровень образования и неквалифицированная работа).
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |



