Аналитика: Вклады и накопительные счета в России 2025
23.04.2025 \ Аналитика
Аналитическая и консалтинговая компания Frank RG представила результаты исследования «Вклады и накопительные счета в России 2025» и впервые назвали лучших игроков на рынке сберегательных продуктов на премии Frank Savings Award 2025 В рамках исследования аналитики изучили продуктово-сервисное предложение для сбережений в 18 российских банках:
Сберегательные продукты – в приоритете Основу портфеля физического лица в России традиционно составляют сберегательные продукты — на них приходятся более половины сбережений клиентов. В 2024 году они составили 51,8%, еще 23,3% пришлось на наличную валюту, 24,9% — на инвестиционные продукты. С 2019 года объем капитала клиентов на вкладах и счетах почти удвоился и достиг 57,3 трлн руб. Причем первые 50% роста выпали на период с 2019 до конца 2023 года. А рост на вторые 50% рынок показал всего за один 2024 год. Основной драйвер: продолжительное удержание ключевой ставки на беспрецедентно высоком уровне. «За последние 15 лет мы уже сталкивались с высокими двузначными ставками — помним и 17% в 2014 году, и 20% в 2022. Но ни одна из этих историй не дала такого эффекта, который мы увидели в 2024-м: рынок сберегательных продуктов впервые показал пятикратное ускорение роста», — отметила Мария Суховерова, проектный лидер Frank RG. За последние два года значительно возрос и средний размер вклада — на 20%, причем как среди мужчин, так и среди женщин. Более того — к 2025 году на первый план вышли состоятельные клиенты, которые готовы размещать суммы свыше 3 млн рублей. Таких вкладов почти половина — 47,7% общего объема на рынке. Хотя еще 5 лет назад, в 2019 году, 44,7% составили вклады до 1 млн рублей. Из других тенденций — доверие клиентов с большим объемом вкладов к крупным банкам. По данным сегментного анализа банковской розницы Frank RG, средний размер вклада в ТОП-5 российских банков на 67% выше, чем в среднем по рынку, и уже почти достиг отметки в 1 млн рублей. У клиента нет цели, есть только вклад Среди популярных целей, на которые копят клиенты — отдых (35%), пенсия (32%), покупка недвижимости (25%), дорогие товары (20%) и ремонт (18%). Однако более чем в 70% случаев люди начинают копить деньги без чёткой цели — откладывать на черный день, пытаться сохранить от инфляции, накапливать финансовую подушку. Это показал опрос более 4 тысяч клиентов с открытыми вкладами или накопительными счетами, который провели аналитики Frank RG. На рынок выходят «ловцы выгоды» Основным трендом прошлого года оказались приветственные надбавки для новых клиентов. Но такие бонусы со временем сокращаются, а клиент легко может перевести свои сбережения из одного банка в другой — «гонять» до 30 млн рублей между ними, получая самую выгодную ставку по вкладу и/или накопительному счету на рынке. Опрос Frank RG показал, что на такие переводы готовы 29% клиентов. Из-за этого формируется новый тип вкладчиков — «ловцы выгоды». Их LTV (Lifetime Value, — пожизненная ценность клиента) в банке довольно короткий — в среднем 2-3 месяца. Продукта больше недостаточно Клиенты становятся более избирательными. Поэтому, чтобы угодить им, банкам уже недостаточно предлагать выгодные условия по продукту: 2/3 важности при выборе банка приходится на репутацию и сервис. Так, на продукт обращают внимание 36% массовых клиентов и 33,3% премиальных, на репутацию — 33,8% и 35,2%. Еще 30,2% массовых клиентов и 31,5% премиальных клиентов важен сервис и работа поддержки. «Продуктовый демпинг, который мы наблюдали весь 2024 год, кажется, подходит к своему логическому завершению. Все мы понимаем, что это тупиковая ветвь развития. Все больше банков начали понимать, что самое дорогое — это клиентская лояльность. Её сложно заработать и сложно скопировать. Но только она в долгосрочной перспективе имеет значение. Давайте выстраивать доверительные и партнерские отношения с клиентами, чтобы взаимодействие приносило выгоду и интерес обеим сторонам» — поделилась Мария Суховерова. Источник - Frank RG Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |


