Аналитика: Объем свободных денег у россиян за год сократился на 7%

29.07.2021   \  Аналитика

В июне 2021 года объем «свободных денег» в российских семьях рос третий месяц подряд, но все еще был ниже, чем год назад.

Ромир разработал методику расчета Индекса «свободных денег» (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей (методика описана ниже).

Согласно расчетам на основе данных Romir Scan Panel* о первоочередных затратах россиян и при сравнении их со средними доходами, в июне 2021 года объем «свободных денег» в среднестатистическом российском домохозяйстве сократился на 7% по сравнению с июнем 2020 года. При этом количество свободных денег у российских семей росло в апреле, мае и июне 2021 года. Показатель января 2019 года принят за 100% – исходную точку для расчета индекса. В июне 2021 года ИСД составил 94%.

Исполнительный директор Ромир и MILE Group Инна Караева отметила, что, несмотря на рост объема свободных денег в течение трех последних месяцев, в целом исследование показывает, что многие российские домохозяйства переживают непростые времена: «Мы видим, что индекс остается ниже, чем год назад, и даже ниже, чем в январе 2019 года, когда мы начали его считать, притом что цены на многие товары выросли. Растет закредитованность населения, покупательская способность с учетом роста цен восстанавливается очень медленно».

Источник данных: Ромир
100% = январь 2019 года

Методика

«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т. п.), потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений. Также именно из этих денег выплачиваются кредиты.

Индекс «свободных денег» рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе данных панельного исследования Romir Scan Panel*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;
  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • другие виды доходов.

Для расчета индекса «свободных денег» все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, а также другие виды товаров и услуг.


*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Источник - Ромир

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Вчера 19:26

Вечерний обзор. Российский рынок консолидируется

Магомед Магомедов, аналитик ФГ «Финам».

Аналитика    Вчера 19:05

О развитии банковского сектора Российской Федерации в октябре 2025 года

Информационно-аналитический материал Банка России.

Точка зрения    Вчера 10:00

В декабре инфляция окажется между НДС и денежно-кредитной политикой

Декабрь традиционно становится проверкой на прочность для российской экономики – исторически это месяц с повышенной инфляцией. За период 2017-2024 годов средний декабрьский показатель составлял 0,76% против целевых 0,54% по оценкам ЦБ. И текущий декабрь не станет исключением, х...