Консолидированные финансовые результаты за первый квартал в соответствии с МСФО

31.05.2016 / ХКФ Банк

Москва, 31 мая 2016 года. Банк Хоум Кредит объявляет консолидированные финансовые результаты деятельности в России и Казахстане за январь-март 2016 года в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Рейтинги ХКФБ - Moody’s B2, Fitch B+; дочернего банка АО Банк Хоум Кредит (Казахстан), на 100% принадлежащего ХКФБ, – Fitch B.

«Решительные действия, предпринятые менеджментом банка в 2015 году, позволили нам вернуться к прибыли в 4 квартале прошлого года и заложили основу для удачного начала текущего года. Первый квартал мы ожидаемо закончили с небольшим убытком из-за сезонных факторов. При этом нам удалось существенно улучшить ключевые финансовые показатели по сравнению с соответствующим периодом прошлого года: выросла эффективность бизнеса, снизились затраты, значительно снизилась стоимость риска. POS-сегмент, безусловным лидером которого мы являемся, обеспечивает нас устойчивым притоком качественных клиентов для кросс-продаж. Все это является хорошей основой для роста бизнеса. Макроэкономическая ситуация в России остается сложной, хотя в последнее время мы наблюдаем некоторое восстановление рынка розничного кредитования. Мы создали гибкую модель управления бизнесом, которая быстро адаптируется к изменяющимся внешним условиям. Улучшающиеся финансовые результаты нашего бизнеса наглядно подтверждают, что мы выбрали верную стратегию развития. Мы готовы обеспечить здоровый рост бизнеса в соответствии с реалиями рынка и надеемся, что текущий год будет для нас прибыльным».

Юрий Андресов,
Председатель Правления ХКФБ

Макроэкономическая ситуация остается не простой. Однако, благодаря решительным действиям менеджмента в 2015 году, удалось получить хорошие результаты в первом квартале. Общие и административные издержки снизились на 25% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года; соотношение операционных издержек к чистому кредитному портфелю улучшилось до уровня 10%; стоимость риска снизилась до 11% против 21% годом ранее. Данные показатели улучшились не только по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но и по сравнению с концом 2015 года. Позитивный эффект на чистую процентную маржу оказал также выход из портфеля дорогих вкладов конца 2014 – начала 2015 года.

Эффективная политика управления качеством кредитного портфеля позволила снизить NPL до 11%, а в ключевом для банка POS-сегменте - до 6%. Наша рыночная доля в конце первого квартала в POS-сегменте достигла 28%, для сравнения, в конце прошлого года она составляла 27%, в конце первого квартала 2015 года – 26%. Сохраняя приоритет на качество портфеля, банк постепенно наращивает объем выдач в POS-сегменте, развивая сотрудничество с традиционными партнерами, ритейлерами и производителями, а также расширяя присутствие в новых сегментах. В годовом выражении наши объемы выдач POS-кредитов выросли на 28%, мы выдаем около трети от всех кредитов данного вида на рынке. При этом только за счет успешной адаптации технологий кросс-продаж к новым реалиям рынка удалось увеличить их объемы на 20%, что дает нам прочную основу для роста бизнеса.

Банк Хоум Кредит продолжает работать над развитием онлайн-бизнеса, который уже стал автономным каналом продаж. Это означает, что даже в условиях снижения количества отделений, банк сможет обеспечить устойчивый рост бизнеса. В настоящее время уже 27% от всех выдач кредитов наличными осуществляется через альтернативные каналы. Более 18% клиентов в сегменте POS/CASH используют онлайн-сервисы. Через эти сервисы поступает 9% платежей за кредиты. 10% действующих клиентов предпочитают оформлять кредиты и получать деньги полностью онлайн. Наш интернет-банк вошел в топ-3 рейтинга по удобству пользования, составленного компанией UsabilityLab в 2016 году, а мобильное приложение «Мой кредит» входит в топ-10 финансовых приложений в PlayMarket (Android) и АppStore (IOS), используемых в России, с более чем 160 тыс. скачиваний в первом квартале 2016 года.

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ

  • Банком за первый квартал 2016 был зафиксирован чистый убыток в размере 0,2 млрд рублей. Это является значительным улучшением по сравнению с убытком в размере 5,6 млрд рублей за соответствующий период прошлого года и отражает эффективность принятых мер, нацеленных на адаптацию бизнеса к новым экономическим реалиям в России.
  • Чистый процентный доход составил 6,9 млрд рублей, сократившись на 16,5% по сравнению с 8,3 млрд рублей годом ранее на фоне сокращения портфеля.
  • Операционный доход по итогам отчетного периода снизился на 18,4% до 9,1 млрд рублей по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года (11,1 млрд рублей по результатам первого квартала 2015 года).
  • Чистая процентная маржа достигла в конце отчетного периода 13,3% (11,9% в первом квартале 2015 года), в основном, за счет выбытия из портфеля высокодоходных вкладов.
  • Общие административные и прочие издержки упали на 24,8% до 4,3 млрд рублей, отражая эффективные результаты оптимизации затрат на фоне снижения кредитного портфеля. Отношение cost-to-income составило 47,5% (51,4% год назад), а отношение операционных издержек к среднему чистому кредитному портфелю за отчетный период – 9,9%.
  • Доля просроченных кредитов (NPL) на фоне снижения объемов бизнеса в портфеле банка составила 11,3% (13% по итогам 2015 года), отражая консервативную политику андеррайтинга и принятые меры по улучшению кредитного профиля наших клиентов. Стоимость риска снизилась в конце отчётного периода до 11,4%, что также демонстрирует позитивные изменения качества кредитного портфеля (21,4% в первом квартале 2015 года). Коэффициент покрытия просроченной задолженности резервами остается на хорошем уровне и составляет 114,7%.
  • Объем активов составил 229,6 млрд рублей, сократившись с конца 2015 года на 14,3%.
  • Объем чистого кредитного портфеля по состоянию на 31 марта 2016 года снизился на 5,9% до 167,9 млрд рублей (178,4 млрд рублей по итогам 2015 года). Объем выданных кредитов составил 38,1 млрд рублей, что на 6,8% выше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (35,6 млрд рублей в 1 квартале 2015 года).
  • На балансе банка в конце отчетного периода находилось 25,7 млрд рублей в виде денежных средств, их эквивалентов, а также средств, размещенных в других банках (по итогам 2015 года их величина составляла 42,6 млрд рублей). Также ХКФБ располагал 19,8 млрд рублей в виде портфеля облигаций с высоким рейтингом (22,2 млрд рублей в конце 2015 года). Данные активы в совокупности составили 19,8% от всех активов банка на конец отчетного периода. Снижение уровня ликвидности было частью политики банка по соблюдению баланса активов и пассивов.
  • Объем вкладов физических лиц и текущих счетов на 31 марта 2016 года составил 138,8 млрд рублей, снизившись на 19% по сравнению с концом прошлого года. Планомерное сокращение депозитного портфеля проводилось с целью поддержания баланса активов и пассивов на фоне снижения кредитного портфеля. Депозиты и текущие счета составляли 75,5% от общего объема обязательств банка. Отношение кредитов к депозитам составило 116,7% по итогам отчетного периода, подтвердив фокус на вклады населения как основной источник фондирования.
  • Банк Хоум Кредит продолжает поддерживать высокий уровень капитализации. Показатель CAR на 31 марта 2016 составил 25,8% (24,3% по итогам 2015 года). Уровень достаточности капитала в соответствии с правилами расчета Банком России норматива Н1.0 на отчетную дату составлял 14,2%.
  • Банк Хоум Кредит обслуживал на 31 марта 2016 около 4,3 млн активных клиентов в России и Казахстане через 326 банковских офисов, более 96,000 точек продаж, 237 почтовых отделения и 1132 банкоматов в России и Казахстане. На 31 марта 2016 года размер клиентской базы банка составлял 32,9 млн человек. ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ