Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ: годовой отчет Банка России

30.05.2019   \  От первого лица

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я представляю отчет о деятельности Банка России в 2018 году.

Отчет был направлен в Государственную Думу три недели назад, мы с вами общались в рамках рабочих групп, встреч с фракциями, объединенного заседания профильных комитетов. И позвольте поблагодарить Вас за столь внимательное отношение, глубокое погружение в нашу работу.

Я остановлюсь на приоритетных направлениях нашей деятельности, которые определены Конституцией и законом о Центральном банке, связаны с достижением национальных целей развития в соответствии с майским указом Президента и стратегическими задачами Банка России.

Я начну с денежно-кредитной политики. Основная цель – инфляция вблизи 4%. Она также обозначена в Указе Президента. Низкая инфляция – залог развития долгосрочных инвестиций и роста благосостояния граждан.

Цели по инфляции мы впервые достигли в 2017 году, в тот срок, когда и обещали. С этого момента наша политика – удерживать инфляцию постоянно вблизи этого уровня.

Если в 2017 – начале 2018 года и внутренние, и внешние факторы складывались благополучно, мы могли понижать ключевую ставку, то во второй половине 2018 года появились существенные инфляционные риски. В их числе – рост цен на бензин, ослабление обменного курса рубля как из-за оттока капитала с развивающихся рынков, так и вследствие обострения геополитического фона, решение о повышении НДС.

В денежно-кредитной политике мы действовали на упреждение, на упреждение реализации этих рисков. Наша ключевая ставка влияет на будущую, а не на текущую инфляцию. В результате мы повысили ставку на 0,5 процентного пункта. Этого было достаточно, чтобы инфляция отклонилась от цели незначительно, по нижней границе нашего прогноза, и быстро начала возвращаться к цели. Более того, именно оперативное реагирование позволило нам обойтись не таким существенным повышением ставки.

Это показало, в частности, что инструментарий нашей денежно-кредитной политики работает так, как и планировалось, справляется с вызовами и позволяет сохранять стабильные условия для развития экономики.

Данные за март и апрель говорят, что месячные темпы роста цен (с поправкой на сезонность) по всем основным группам товаров и услуг уже опустились до уровня нашей цели. Годовая инфляция вернется к цели в первой половине 2020 года.

Сейчас, когда требовавшие нашего вмешательства проинфляционные факторы в основном себя исчерпали, мы считаем возможным вернуться к понижению ставки во II–III квартале.

Финансовая стабильность

Здесь, как вы знаете, могут быть и внутренние, и внешние риски.

Один из инструментов в руках Центрального банка для контроля внешних рисков финансовой стабильности – это золотовалютные резервы. С учетом геополитического фона, нестабильности нефтяной конъюнктуры мы накапливаем золотовалютные резервы. Сейчас уровень резервов составляет 491 млрд долларов США, что уже очень близко к ориентиру в 500 млрд долларов США, который мы указывали несколько лет назад. Мы проводим политику диверсификации резервов, чтобы обеспечить и надежность хранения резервов, и возможность воспользоваться ими в любой момент. Мы нарастили долю золота и юаня, снизили долю доллара США.

Мы продолжаем политику дедолларизации, или, правильнее сказать, девалютизации, финансовой системы, доля валютных кредитов и депозитов снижается. Внешний долг также продолжает снижаться – за год он сократился на 12,4%. В отношениях с основными торговыми партнерами развиваются расчеты в национальных валютах. Эти меры в совокупности снижают для нашей страны внешние риски и экономической, и политической природы.

На внутреннем рынке меры по укреплению финансовой стабильности связаны с охлаждением наиболее рискованных сегментов рынка, недопущением формирования пузырей.

В фокусе нашего особого внимания находится ипотека с низким первоначальным взносом – до 20%. Как вы помните, именно рискованная ипотека стала причиной финансового кризиса в США, который затем распространился на весь мир. Мы ввели повышенные коэффициенты для банков по выдаче такой ипотеки.

Для рынка потребительского кредитования с осени этого года вводится показатель долговой нагрузки граждан – отношение долга к доходу, который должны будут учитывать и банки, и микрофинансовые организации когда выдают займы. Такая мера должна ограничить рост закредитованности граждан: если человек набрал больше кредитов, чем может обслуживать, это угрожает его личному благополучию, а для банков – это угроза их устойчивости.

Мы считаем такой шаг своевременным, потому что рынок потребительского кредитования растет быстро – быстрее, чем кредитование предприятий, и мы не должны упустить контроль над ситуацией с розничным кредитованием. Если мерить в среднем по стране уровень долговой нагрузки населения, то он может показаться небольшим, сейчас он около 10 %, то есть такую часть своего дохода люди в среднем направляют на выплаты по кредитам. Но если рассмотреть этот показатель только для тех, кто берет кредиты, то им приходится направлять на погашение кредитов уже 44% своего дохода. И поэтому нужен расчет долговой нагрузки каждого конкретного заемщика.

Развитие банковского сектора

В прошедшем году банки наращивали кредитование, снижали ставки по кредитам. Кредитование экономики выросло на 5,8% против 3,7% в 2017 году. За первые четыре месяца этого года корпоративные кредиты выросли на 2,5% (напомню, за аналогичный период прошлого года это было 2,3%).

Ставки по кредитам снижались большую часть года – до того, как начали расти инфляционные риски и Банк России повысил ключевую ставку. Сейчас мы ожидаем, что ставки вновь начнут уменьшаться на базе снижения инфляции.

Банки имеют возможности дальнейшего наращивания кредитования – у них есть и капитал, и ликвидность. Мы внедряем меры стимулирующего регулирования, которые должны сделать кредитование именно реального сектора более привлекательным.

Повышенное внимание мы уделяем кредитованию малого бизнеса. Упрощаем для банков регуляторные требования именно в том, что касается выдачи кредитов для малого и среднего бизнеса. Это в том числе и возможности для секьюритизации, и пониженные коэффициенты риска для «хороших» ссуд для малого бизнеса, и возможность для банков оценивать состояние клиента – малого бизнеса, основываясь на широком круге данных, не заставляя малые предприятия готовить сложный пакет документов.

Также было введено страхование средств на счетах малого и среднего бизнеса в банках – спасибо большое депутатам за принятие этого закона. Это тоже фактор развития малого предпринимательства.

В прошлом году мы перешли к пропорциональному регулированию в банковской сфере. 142 банка сейчас имеют базовые лицензии. Приоритетная задача для таких банков – как раз кредитование малого и среднего бизнеса. Мы и на площадках банковских ассоциаций, и на площадке Банка России обсуждаем с этой категорией банков их проблемы, будем готовы донастраивать наше регулирование, чтобы создать для них оптимальные условия для работы с малым и средним бизнесом.

Теперь об ипотеке. Это самый социально значимый вид кредитования. Ипотека росла высокими темпами в прошлом году, ставки по ипотеке также снижались большую часть года. Сейчас после короткого периода роста – с исторически низкого уровня в 9,4% у нас рост был до 10,4% – банки вновь начали объявлять о снижении ставок. Ипотека – это долгосрочные кредиты, и ставки по ним зависят и от инфляции, и от инфляционных ожиданий. Поэтому наша денежно-кредитная политика как раз направлена на сохранение стабильно низкой в долгосрочном плане инфляции. Это основной фактор снижения ставок по ипотечным жилищным кредитам. И мы считаем совершенно реальным достижение уровня ставок по ипотеке до 8% в срок, определенный указом Президента.

Банковское кредитование – это, конечно, важный, но не единственный источник финансовых ресурсов для бизнеса. Для решения национальной задачи по повышению инвестиций в основной капитал до 25% важны и долговые (заемные), и долевые (это участие в капитале) инструменты привлечения финансирования для компаний. Линейку таких инструментов мы уже расширили. Мы меняем регулирование, с тем чтобы процесс выпуска ценных бумаг становился и проще, и быстрее для эмитентов. Уже есть возможность регистрировать программы облигаций, что значительно снижает процедурные издержки. В ближайшем будущем появится возможность электронной регистрации эмиссии. Облигации сейчас составляют уже 18% в общем объеме заимствований предприятий, это больше 7 триллионов рублей. Поэтому, когда мы говорим о доступности заемных средств для наших предприятий, нужно иметь в виду не только банковское кредитование, но и возможности роста корпоративных облигаций.

Но кроме заемного финансирования, конечно, очень важно привлекать предприятиям деньги в капитал. И здесь, для того, чтобы привлекать акционерное финансирование, принципиальное значение имеет улучшение корпоративного управления. Инвесторы будут вкладывать деньги в те предприятия, которые они понимают, как устроены, понимают, что права их защищены, понимают, как они могут зарабатывать. И в публичных компаниях в связи с этим усилена и дальше будет усиливаться контрольная и стратегическая роль советов директоров. Потому что член совета директоров – это не должность свадебного генерала, как иногда воспринимают, это реальная ответственность за развитие компании. Создаются институты управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, лучшим образом защищаются дивидендные права акционеров.

И последнее про банковский сектор – результаты санации крупных кредитных организаций по новому механизму. В прошлом году мы фактически завершили санации трех крупных банковских групп и Азиатско-Тихоокеанского банка. С созданием банка непрофильных и проблемных активов все санированные банки уже работают на рынке, соблюдая все нормативы. Можно сказать, что наиболее сложный этап оздоровления банковского сектора пройден. Конечно, он не был безболезненным и бесплатным. В прошлом году Банк России показал убытки, связанные с проведением санаций и формированием банка непрофильных активов. Но убытки на балансе Банка России – это, по сути, отсутствие потерь вкладчиков и банкротств предпринимателей, которые держали деньги на счетах в этих банках. Мы избежали бОльших потерь для экономики и эффекта домино на финансовом рынке. Сейчас наша задача – вернуть как можно большую часть потраченных средств через продажу этих банков и работу с непрофильными активами.

Страховой рынок

В прошлом году началась реформа ОСАГО. Первый ее этап (а это – расширение тарифного коридора, совершенствование применения коэффициента бонус-малус, уточнение категорий водителей) уже привел к некоторому снижению стоимости ОСАГО практически во всех регионах, среднее по стране снижение стоимости полиса составило почти 4%. Следующий этап – это индивидуализация тарифов для водителей, что должно окончательно решить те проблемы, с которыми люди сталкиваются в ОСАГО. В первую очередь покончить с несправедливостью, когда аккуратные ответственные водители платили за тех, кто водит рискованно и часто попадает в аварии.

О микрофинансовых организациях

Рынок микрофинансирования в прошлые годы, да и сейчас был и является объектом вполне справедливой критики – ростовщические проценты, невообразимые штрафы и пени. Здесь мы значительно ужесточили регулирование микрофинансовых организаций. Сейчас на рынке в два раза меньше таких организаций, чем было 5 лет назад. Ставки теперь по закону будут ограничиваться 1% в день. Полная стоимость займа с учетом всех возможных штрафов и пеней – 1,5 суммами займа. При таких условиях люди действительно смогут решать свои временные финансовые трудности с помощью микрофинансирования, не оказываясь в итоге в худшей ситуации.

Далее. Мы считаем одной из своих приоритетных задач предотвращение потерь экономики от незаконных операций, а граждан – от мошенничества.

Объем сомнительных операций в финансовой системе в прошлом году продолжал снижаться, это устойчивый тренд последних лет. И вы здесь видите на слайдах именно данные за несколько лет. Объем обналичивания снизился в два раза, незаконного вывоза средств за рубеж – на 20%. Это цифры прошлого года.

По мере развития цифровых технологий увеличиваются и потенциальные киберриски. Мы контролируем киберустойчивость финансовых организаций. У Банка России налажен постоянный мониторинг кибератак, есть система информационного обмена и поддержки участников рынка.

В том, что касается защиты граждан от мошенничества, наша задача – сократить до минимума время от выявления финансовой пирамиды или организации, которая нелегально предоставляет финансовые услуги, до их ликвидации. Это требует масштабного мониторинга. В прошлом году мы создали два специализированных центра на базе наших отделений в Краснодаре и в Хабаровске, что позволило повысить оперативность выявления мошеннических организаций. В прошлом году так было выявлено 168 пирамид, что на четверть больше, чем годом ранее.

Мы активно здесь сотрудничаем с правоохранительными органами, в том числе в регионах. Именно на правоохранительных органах лежит функция пресечения деятельности этих незаконных организаций.

Большую опасность для граждан представляют черные кредиторы, которые часто под вывеской микрофинансовых организаций – почему и такая критика на микрофинансовые организации – под этой вывеской предлагают займы, иногда под залог жилья, а потом требуют с людей безумные деньги. В основном черные кредиторы действуют через Интернет, и нам надо остановить этот процесс, поэтому мы просим дать полномочия Центральному банку в том числе по оперативной блокировке сайтов, где рекламируются незаконные финансовые организации.

Соответствующий законопроект уже направлен в Государственную Думу, мы очень рассчитываем на вашу поддержку.

Чтобы снизить вероятность того, что человек попадет в ловушку черных кредиторов, с прошлого года мы ведем проект с «Яндексом» по маркировке сайтов легальных микрофинансовых организаций - у них специальные значки - которые заслуживают доверия, которые в реестре Центрального банка. Мы обсуждаем аналогичные проекты сейчас и с другими поисковыми системами.

Развитие карты «Мир»

На настоящий момент выпущено уже более 59 млн карт, доля карты «Мир» и в эмиссии, и в безналичных операциях постоянно возрастает. Люди по всей стране пользуются картами ежедневно, в том числе более чем в половине регионов на базе карты «Мир» работают транспортные карты, а в нескольких регионах – и социальные карты жителей. И мы рассчитываем, что это будет развиваться.

Прием карты «Мир» обеспечивается в государствах Евразийского экономического Союза, стартовал в Турции (мы в прошлом году говорили о том, что мы ведем переговоры). А сейчас в ближайших планах – прием в популярных у туристов странах дальнего зарубежья, расширение приема в странах СНГ.

Развитие безналичных платежей не ограничивается картами «Мир».

В прошлом году мы завершили разработку, а в начале этого года запустили специальный проект Система быстрых платежей (СБП) Банка России.

Сейчас к системе подключены 14 банков, еще 114 подали заявки на подключение. В начале следующего года, по нашим оценкам, будут подключены более 250 банков. Позднее будут подключаться только совсем небольшие банки с базовой лицензией, которым нужно больше времени для того, чтобы внедрять изменения.

По нашим оценкам, внедрение этой системы быстрых платежей позволит снизить более чем в 2–3 раза тарифы на переводы средств между физическими лицами.

Следующий этап развития системы, над которым мы работаем, это возможность оплаты товаров и услуг через систему быстрых платежей. Эта возможность, во-первых, поддержит тренд на рост безналичных платежей, тем более что тарифы через СБП для торгово-сервисных предприятий будут ниже, чем эквайринговые. Вы помните, как остро эта тема обсуждается.

В прошлом году также была создана система единой биометрической идентификации для получения финансовых услуг. Сейчас сдать биометрию можно в отделениях 146 банков, к концу года будет нужно в соответствии со нормативными документами во всех банках с универсальной лицензией. В скором времени появится возможность сдавать биометрию и через МФЦ, чтобы получать не только финансовые, но и государственные услуги, другие государственные услуги в цифровом виде. И с учетом этих факторов мы ожидаем значимого роста использования биометрии в следующем году.

В прошлом году на базе технологии блокчейн мы совместно с Ассоциацией финансовых технологий и участниками рынка запустили проект «Мастерчейн» – это усовершенствованная система записи транзакций. На мастерчейне уже реализуется проект электронной закладной совместно с Росреестром.

Защита прав граждан

Теперь о защите прав граждан. Это одна из наиболее болезненных для потребителей ситуаций на финансовых рынках, хотя и более редкая. Когда люди теряют незастрахованную часть вклада в банках, у которых мы отзываем лицензию. Здесь я хотела привлечь ваше внимание, потому что этот вопрос много ставился в ходе наших обсуждений по изменению системы страхования вкладов. Вот если смотреть по количеству счетов вкладчиков, то 99,5% полностью покрываются страховой защитой в рамках системы страхования вкладов в размере 1,4 млн рублей. Но по объему – это только 57,4% вкладов. Это показывает, что, с одной стороны, существующий объем страховых выплат обеспечивает защиту всех средств массового вкладчика (еще раз - 99,5%), а с другой стороны – что люди в общем-то хорошо информированы и обычно не держат на депозитах суммы, превышающие 1,4 млн рублей. Должны ли мы увеличивать страховое покрытие в такой ситуации? Конечно, речь не может идти об очень богатых людях, на мой взгляд, они могут сами управлять своими рисками, но мы считаем обоснованным более внимательно посмотреть на ситуацию, когда у человека на счету в одном банке оказалась большая сумма в силу стечения обстоятельств, он не имел возможности и времени распорядиться средствами, а у банка была отозвана лицензия. И для подобных случаев мы считаем правильным увеличить сумму страховых возмещений. С такой инициативой выступили депутаты, мы ее поддерживаем.

Каких жизненных ситуаций это касается? Наследство, страховые или социальные выплаты, выплаты по решению суда, средства от продажи недвижимости и ряд других – в этих случаях мы считаем возможным увеличить сумму страхового возмещения до 10 млн рублей.

Следующий аспект защиты прав граждан – это поведенческий надзор. Это – система контроля за добросовестностью финансовых организаций при продажах, заключении договоров и выполнении своих обязательств. Всю ли информацию раскрывает продавец о потенциальных рисках, когда продает продукт? Честно ли говорит о доходности? Не навязывает ли ненужных услуг клиенту? В прошлом году мы вынуждены были обратить внимание на то, как продают полисы страхования жизни, было очень много жалоб, когда людей заманивали обещаниями высокой доходности, а в итоге они получили меньше, чем если бы положили деньги на депозит в банке. Инвестиционное страхование жизни росло опережающими темпами, и объем собранных страховых премий достиг больших сумм. Сейчас на этом рынке происходит снижение: минус 27% – это первый квартал 2018 года к первому кварталу 2019 года. И это ожидаемо. Это следствие и разочарования людей в этом продукте, и ужесточения требования со стороны регулятора. Мы хотим здорового роста финансового рынка, а не такого, который основан на обмане. Поэтому пусть будут более умеренные темпы, но рынок будет развиваться абсолютно здоровым способом.

В прошлом году был создан институт финансового уполномоченного – финомбудсмена. Был принят специальный закон, который мы много лет с вами обсуждали. И сейчас его деятельность разворачивается, и она должна повысить уровень защиты прав потребителей. Для граждан это будет более простая и короткая процедура разрешения спорных ситуаций с финансовыми организациями. Мы понимаем, что в спорах с финансовой организацией человек обычно оказывается слабой стороной, и здесь у него появляется защита.

Мы продолжаем развивать программы по финансовой грамотности, тоже было много вопросов на эту тему. Без информирования и просвещения населения защита прав граждан со стороны регулятора не будет достаточно эффективной. Мы взаимодействуем и с министерством просвещения. Модуль по финансовой грамотности вошел в школьную программу (уже 29 тыс. учебных заведений – это около 70% от всех средних школ – имеют этот модуль), мы проводим онлайн- и очные семинары и лекции для населения, у нас действуют и специальные программы – для детей-сирот, пожилых людей. Мы размещаем рекламные материалы, в том числе в транспорте. Большая работа развернута на площадке наших региональных подразделений. И мы считаем это очень важным.

И в завершение несколько слов о развитии финансовой доступности. Вопрос, который волнует многих депутатов, вопрос, который ставился на встречах практически с каждой фракцией, потому что эта тема волнует избирателей.

В целом проникновение финансовых сервисов, если брать в целом по стране, у нас на достойном уровне, новые технологии у нас развиваются быстрее, чем во многих странах мира. И это, конечно, расширяет возможности для граждан и бизнеса. Но это, конечно, в среднем. И это происходит в больших городах. Но в ряде регионов – с большим числом труднодоступных и малонаселенных пунктов, в сельской местности – уровень доступности финансовых услуг невысок. И проблема там остается острая: мы поэтому в прошлом году приняли специальную программу, рассчитанную на 3 года, по повышению финансовой доступности, и разворачиваем работу по каждому региону с учетом специфики региона.

Наши основные меры: взаимодействие с крупнейшими банками, которые имеют реальную сеть по всей стране, с тем чтобы они сохраняли присутствие в таких населенных пунктах до появления альтернатив, в том числе через мобильные офисы и многофункциональные автоматические устройства, новые форматы – простые операции через отделения Почты, возможность выдачи наличных через торговые точки. Это теперь разрешено. Развитие дистанционных услуг – здесь у нас уже проект с «Ростелекомом». Мы подписали соглашение для того, чтобы в эти точки в приоритетном порядке проводить интернет. У нас был запущен в прошлом году пилотный проект по повышению финансовой доступности в Дальневосточном федеральном округе, сейчас запускается в Южном федеральном округе. В этих округах проблемы финдоступности мы видим острее, чем в других.

Дальнейшее расширение возможностей для граждан мы, конечно, связываем в целом с развитием новых технологий. Сейчас дистанционными финансовыми услугами пользуется 45% потребителей, показатель вырос за три года в два раза. Это хороший показатель, потому что были сомнения, все ли люди готовы пользоваться дистанционными услугами. И мы видим, что готовность такая растет. И именно поэтому мы так много усилий прилагаем к развитию технологий в финансах: я уже называла и биометрическую идентификацию, и Систему быстрых платежей, и маркетплейсы финансовых услуг. Здесь мы благодарны Думе за работу по этим проектам. Это сложные проекты, но на наш взгляд, абсолютно необходимые для развития технологий, в том числе для повышения доступности финансовых услуг, чтобы у нас не было этого разрыва между продвинутыми городами и регионами, и между теми, где услуги недоступны. Подводя итог своему выступлению, я хотела бы сказать, что мы продолжим последовательную работу по всем направлениям, за которые отвечает Центральный банк – и по денежно-кредитной политике, и по оздоровлению и укреплению финансовых рынков, формированию конкурентной среды, развитию национальной финансовой инфраструктуры, повышению качества и снижению цены финансовых услуг для граждан и бизнеса.

Еще раз я хотела бы поблагодарить Государственную Думу за взаимодействие с Банком России, большую работу по совершенствованию законодательства на финансовом рынке. Это значительный вклад в укрепление нашей финансовой системы, ее способности поддерживать экономический рост и повышать благосостояние наших граждан.

Спасибо за внимание.

Источник - ЦБ РФ

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Мы на Facebook