Письмо АРБ Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ М.Мамуте  «О принудительной реструктуризации ипотечных кредитов»

Исх. № А-02/5-313 от 06.11.2018

Руководителю
Службы по защите прав потребителей
и обеспечению доступности
финансовых услуг
Банка России
Мамуте М.В.

На № 59-7-2/72841 от 16 октября 2018 года

Уважаемый Михаил Валерьевич!

Благодарим Вас за привлечение Ассоциации к участию в рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (в части предоставления заемщику права на изменение графика платежей) (далее - законопроект) и сообщаем следующее.

Ассоциация российских банков совместно с банками – членами АРБ проанализировала законопроект и пришла к выводу о невозможности его поддержки как в силу замечаний концептуального характера, так и по причине недостаточной проработки его текста.

Внедрение механизма принудительного для кредитора предоставления заемщикам реструктуризации кредитов ставит под вопрос соблюдение принципа свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) в части понуждения одной из сторон (кредитора) к заключению соглашения.

Предлагаемые законопроектом жесткие критерии формата реструктуризации ипотечных кредитов приведут к существенному увеличению стоимости кредитов для заемщиков. Необходимость проведения дополнительной индивидуальной оценки платежеспособности заемщиков также повлечет удорожание ипотеки.

Кроме того, предлагаемые законопроектом ограничения по сроку льготного периода и размерам платежей, выплачиваемых как в течение льготного периода, так и после его окончания, существенно сужают варианты урегулирования просроченной задолженности, а это, например, не даст заемщикам при их желании и согласии банков устанавливать более короткие льготные периоды, что может быть очень востребовано заемщиками.

Также данный законопроект негативно скажется на рынке секьюритизации ипотечных кредитов с учетом того, что условия секьюритизированных ипотечных кредитов не могут быть изменены.

Более того, внедрение данного законопроекта является избыточным с учетом мер помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «ДОМ.РФ».

Также необходимо обратить внимание на то, что в случае принятия законопроекта возникнет необходимость уточнить требования к оценке финансового положения заемщика/залогодателя (физического лица) и качества обслуживания долга в целях выполнения требований резервирования ссуд согласно Положению Банка России от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», а также Международному стандарту финансовой отчётности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

Кроме того, в отношении редакции законопроекта у банков имеется большое количество замечаний и требующих разрешения вопросов, в связи с чем Ассоциацией подготовлено соответствующее Заключение (прилагается).

Ассоциация выражает надежду на то, что позиция банковского сообщества будет учтена Банком России при решении вопроса о целесообразности внесения в действующее законодательство изменений, предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (в части предоставления заемщику права на изменение графика платежей).

Приложение: на 6 л.

С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян


Исп.: Митяшова Л. А., Хабарова М. С.
Тел.: (495) 691-50-53

Прикрепленные документы

Читай также

Календарь мероприятий

Мы на Facebook