Письмо АРБ Председателю ЦБ РФ Набиуллиной Э. С. "О внесении изменений в Положение Банка России от 07.09.2007 № 311-П".

№ А-02/5-298
от 23.05.2019

Председателю
Центрального банка
Российской Федерации
Набиуллиной Э. С.

О внесении изменений
в Положение Банка России
от 07.09.2007 № 311-П


Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков – членов АРБ по вопросу о внесении изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)» (далее – Положение № 311-П), связанных с установлением срока для устранения банком причин непринятия уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.

Согласно пункту 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком налоговому органу данной информации устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Так, Банком России принято Положение № 311-П, которым устанавливается порядок сообщения банком в электронном виде (далее – Электронное сообщение) в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, открытого на основании договора банковского счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и других клиентов.

Как следует из пункта 3.4 Положения № 311-П, в случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом Электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует Электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном Положением № 311-П.

При этом срок для устранения банком причин непринятия уполномоченным налоговым органом Электронного сообщения Положением № 311-П не установлен.

Банки постоянно обращают внимание на то, что информация о непринятии Электронного сообщения достаточно часто поступает или в последний день трехдневного срока, или уже за его пределами (что помимо прочих причин может быть связано с переходами налоговой службы на новые программные комплексы). При направлении повторного Электронного сообщения в данной ситуации уже за пределами установленного статьей 86 НК РФ трехдневного срока налоговый орган усматривает в действиях банка нарушение налогового законодательства (пункт 2 статьи 132 НК РФ ).

Таким образом, неурегулированность на нормативном уровне вопроса об установлении срока для устранения банком причин непринятия уполномоченным налоговым органом Электронного сообщения влечет невозможность исполнения банками обязанностей по информированию налоговых органов в установленный НК РФ срок. В свою очередь это приводит к необоснованному привлечению банков к предусмотренной НК РФ ответственности в достаточно крупном размере.

Является очевидным, что постоянно поступающие от банков обращения по поводу вышеуказанной проблемы свидетельствуют о необходимости разрешения данного вопроса на нормативном уровне.

Так, в пункте 3.6 Положения № 311-П определен срок для исправления ошибок при получении от налогового органа извещения об ошибках, что исключает возникновение спорных ситуаций, связанных с нарушением соответствующего срока.

На наш взгляд, целесообразно аналогичным образом урегулировать вопрос об устранении банком причин непринятия уполномоченным налоговым органом Электронного сообщения. В этой связи предлагаем внести в Положение № 311-П следующие изменения:

1) пункт 1.6 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«В случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) и устранения банком в течение 2 последующих рабочих дней причин, по которым своевременно направленное банком сообщение не было принято уполномоченным налоговым органом, обязанность банка по уведомлению уполномоченных налоговых органов об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) считается исполненной без нарушения срока, установленного статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации.»;

2) пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
«3.4. В случае получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его не позднее 2 рабочих дней, следующих за датой получения банком квитанции о непринятии уполномоченным налоговым органом соответствующего электронного сообщения, в порядке, установленном настоящим Положением.».

В связи с вышеизложенным просим Банк России рассмотреть возможность внесения изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)».

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения и совершенствования действующих нормативно-правовых актов.


С уважением,

Президент
Г. А. Тосунян


Прикрепленные документы

Читай также

Мы на Facebook