Письмо АРБ Министру юстиции РФ Коновалову А. В. "О совершенствовании законодательства, регулирующего расчетные операции в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве»"

№А-01/5-253 от 15.04.2019

Министру юстиции
Российской Федерации
Коновалову А. В.

О совершенствовании законодательства,
регулирующего расчетные операции в рамках
Федерального закона
«Об исполнительном производстве»


Уважаемый Александр Владимирович!

Ассоциация российских банков обращается к Вам по вопросу внесения изменений в статью 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Так, в целях совершенствования действующего законодательства в части обеспечения незамедлительного исполнения банками и иными кредитными организациями (далее – банки) списания имеющихся на счете должника денежных средств по исполнительным документам Ассоциацией совместно с банками – членами АРБ был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - законопроект) (прилагается). Законопроект предусматривает возможность направления заблокированных на период проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности предоставленных взыскателем сведений денежных средств должника по проверенному исполнительному документу независимо от поступления в период проверки к счету должника иных расчетных документов.

Согласно части 6 статьи 70 Закона № 229-ФЗ в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 229-ФЗ, банк вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки банк незамедлительно приостанавливает операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.

В случае положительного результата проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений, представленных взыскателем, денежные средства со счета должника в пределах суммы, подлежащей взысканию, списываются банком со счета во исполнение исполнительного документа.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете для погашения задолженности должника по всем расчетным документам, не оплаченным в срок, банк руководствуется очередностью, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, при выставлении в период проверки к счету должника иных документов, имеющих предшествующую очередность исполнения, заблокированные на период проверки денежные средства направляются на исполнение вновь поступивших документов (соотношение документов 1-2 и 4 очередности исполнения).

Как показывает практика, при наличии у должника финансовых проблем, в период проводимой банком проверки к счету должника выставляются иные расчетные документы, имеющие приоритетную очередность (1-ой либо 2-ой очереди). Например, используются такие исполнительные документы как Удостоверения, выданные комиссией по трудовым спорам, созданной в соответствии с нормами трудового законодательства при непосредственном участии должника – работодателя (далее – Удостоверения КТС), или нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов (если должник – физическое лицо), оформленные накануне выдачи предъявленного исполнительного документа. Оформление указанных исполнительных документов зависит от воли должника, основания оформления данных исполнительных документов независимым лицом не проверяются, что позволяет должнику злоупотреблять своим правом в ущерб прав взыскателя по проверяемому исполнительному документу.

Как правило, Удостоверения КТС оформляются массово, и также массово через одного представителя предъявляются в банк, обслуживающий счет должника.

Таким образом, норма части 6 статьи 70 Закона № 229-ФЗ из определенной гарантии прав взыскателя на получение причитающихся денежных средств при проведении указанной проверки предоставляет законные основания для перечисления денежных средств со счета должника по иным его обязательствам, предшествующим платежу по исполнительному документу, но предъявленных к счету позднее, непосредственно в период проверки подлинности исполнительного документа.

Отказ от проверки сомнительных исполнительных документов, предъявленных в банк непосредственно взыскателем, увеличивает операционные риски банка.

Представляется, что законодатель, устанавливая срок для проверки исполнительного документа, преследовал цель предоставления кредитной организации возможности проверить подлинность исполнительного документа и (или) достоверность содержащихся в нем сведений перед исполнением, но никак не цель изменить очередность исполнения требований по ранее поступившему исполнительному документу из-за необходимости осуществления такой проверки. Подход, при котором исполнительный документ не может быть исполнен в свою очередь (согласно дате его поступления) из-за необходимости его проверки, на наш взгляд, является ошибочным сам по себе, как противоречащий цели процедуры проверки исполнительных документов. Возможность исполнения исполнительных документов, связанная с наличием денежных средств на счете, не может ставиться в зависимость от необходимости (и тем более противопоставляться необходимости) проверки исполнительного документа.

Предъявление указанных исполнительных документов только через службу судебных приставов в соответствии со статьей 389 Трудового кодекса Российской Федерации АРБ не поддерживает. Такой подход ограничит права взыскателя, предоставленные ему Законом № 229-ФЗ, и существенно увеличит нагрузку на ФССП России, которая, так же как и банки, не наделена компетенцией проверки обоснованности и правомерности оформления указанных исполнительных документов.

Предложения Ассоциации российских банков ранее были поддержаны ФССП России (письмо № 00072/16/69339-ти от 29.07.2016, копия прилагается). Более того, предложение АРБ о перечислении взысканных средств непосредственно на счет взыскателя, а не его представителя (письмо № А-01/5-289 от 23.06.2016, копия прилагается), были реализованы.

Предложения Ассоциации поддержаны Комитетом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции (письмо № 3.15-22/2451 от 26.10.2018, копия прилагается).

Законопроект направлен на соблюдение баланса интересов взыскателей и должников, а также нивелирование рисков банков при обеспечении принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на исключение злоупотреблений со стороны должников и взыскателей в рамках совершения действий по неисполнению исполнительного документа путем перечисления имеющихся денежных средств по иным обязательствам должника, а также на минимизацию рисков банка, исполняющего предъявленный непосредственно взыскателем (его представителем) исполнительный документ. Последующее перечисление заблокированной на период проверки суммы денежных средств, на наш взгляд, эффективно скажется на времени и качестве исполнения исполнительного документа, позволит взыскателю адекватно оценивать необходимость проверки подлинности исполнительного документа.

Положение статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации законопроект не затрагивает (письмо Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству № 3.1.-16/2552 от 15.10.2018, копия прилагается).

Ассоциацией в ответ на письмо № А-01/5-154 от 21 февраля 2019 года (копия прилагается) был получен ответ от ФССП России (письмо № 00074/19/75269-ДФ от 26 марта 2019 года, копия прилагается) о целесообразности обращения по данному вопросу в Министерство юстиции Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным Ассоциация просит Министерство юстиции Российской Федерации поддержать предложенную инициативу о внесении изменений в статью 70 Закона № 229-ФЗ, в соответствии с которыми будет устанавливаться возможность перевода заблокированных на период проверки подлинности исполнительных документов либо достоверности предоставленных взыскателем сведений денежных средств по предъявленному исполнительному документу независимо от поступления в период проверки к счету должника иных расчетных документов.

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Министерством юстиции Российской Федерации по вопросам совершенствования действующего законодательства.

Приложение: на 41 листе.

С уважением,

Президент
Г. А. Тосунян


Прикрепленные документы

Читай также

Мы на Facebook



АРБ Шпаргалка

Плетем корзину. Как подбирают пары доллару, иене и франку
ПРАЙМ рассказывает...

5 способов сохранить и приумножить капитал
Советы от профессора РЭУ им. Г.В. Плеханова...

Как организовать и провести отпуск без финансовых потерь
АК БАРС БАНК и "Реальное время" делятся лайфхаками...

Дать в долг государству: что такое ОФЗ и евробонды
ПРАЙМ объясняет...

Быстрые деньги, гигантский процент: что скрывают МФО
Для получения кредита необходимо обращаться в банк. Но что делать, если банк не готов выдавать деньги под проценты тем, в ком видит слишком рискового заемщика? На этот случай существует специальный механизм – микрофинансирование. ПРАЙМ объясняет тонкости вопроса.

Как россиянам распознать грядущий крах банка
О том, по каким признакам можно распознать грядущий отзыв лицензии, рассказал РИА Новости младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин.