Об особенностях правового режима специального банковского счета платежных агентов и поставщиков

16.07.2018   \  Давайте обсудим

В последнее время неоднозначно складывается судебная практика по вопросу о допустимости обращения взыскания на денежные средства, размещенные на специальных банковских счетах платежных агентов или поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ).

Анализ практики применения части 19 статьи 4 Закона № 103-ФЗ показал, что:

во-первых, судебное толкование норм о правовом режиме специального банковского счета поставщика прямо не основано на действующем законодательстве. Суды полагают, что со специальных счетов поставщиков не могут быть списаны денежные средства на основании исполнительных листов о взыскании долга с поставщика, поскольку средства на счете поставщика не принадлежат владельцу счета;

во-вторых, понятие «счет поставщика» не является однородным. В соответствии с Законом № 103-ФЗ к числу счетов поставщика фактически относятся несколько счетов разных лиц, причем не все из указанных лиц являются конечными ресурсоснабжающими организациями.

Так, из пункта 1 статьи 2 Закона № 103-ФЗ следует, что к понятию «поставщик услуг» относятся три группы различных лиц, имеющих разное отношение к процессу оказания коммунальных услуг:

1) юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), т.е. ресурсоснабжающие организации;

2) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе – управляющая компания, т.е. посредник;

3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, т.е. посредник.

Таким образом, из указанных трех групп лиц, названных «поставщиками», коммунальные услуги фактически оказывают только ресурсоснабжающие организации.

Применительно к проблеме списания средств с указанных «счетов поставщика», в том числе, на основании исполнительных документов, предлагается различать счета поставщиков – ресурсоснабжающих организаций, и счета поставщиков – посредников.

В первом случае, как представляется, нет оснований для вывода о том, что средства на счете поставщика не принадлежат владельцу счета, учитывая, что платежи потребителей были зачислены на счет контрагента по договору о предоставлении коммунальных услуг соответствующего вида.

Таким образом, средства со специального банковского счета поставщика – ресурсоснабжающей организации могут быть списаны на основании исполнительного листа о взыскании за счет имущества владельца счета.

Во втором случае позиция судов о том, что на счете поставщика учитываются не его деньги, а деньги физических лиц – плательщиков, может быть признана, в крайнем случае, спорной, но небезосновательной.

В связи с этим предлагается рассмотреть правовую позицию Арбитражного суда Уральского округа, изложенную в Постановлении от 14 апреля 2017 года № Ф09-1330/17 по делу № А71-5717/2016 с учетом правового режима специального банковского счета поставщика, установленного законодательством.

Из части 19 статьи 4 Закона № 103-ФЗ следует, что по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

Следовательно, особенностью правового режима специального банковского счета поставщика является ограниченный перечень приходных и расходных операций, императивно установленный Законом № 103-ФЗ.

Указанная норма дозволяет списание средств с указанных специальных банковских счетов «на банковские счета». Таким образом, из буквального толкования закона следует, что списание средств со специальных банковских счетов поставщика разрешено, в том числе на расчетный счет поставщика и на банковские счета третьих лиц. В последнем случае списание средств может осуществляться также на основании исполнительного документа, представленного в банк судебным приставом – исполнителем.

Однако суды предлагают учитывать не только указанный перечень разрешенных расчетных операций, но также целевое назначение денежных средств, учитываемых на указанных специальных банковских счетах. По мнению некоторых судебных органов, «до распределения денежных средств по расчетным счетам общества и ресурсоснабжающих организаций, включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, и имеют специальное назначение, следовательно, данные денежные средства не могут быть признаны денежными средствами общества» (см. Определение Верховного Суда РФ от 13 октября 2016 года № 303-КГ16-10101).

Предлагается обсудить, насколько обоснован такой подход, учитывая, что он прямо не следует из Закона № 103-ФЗ? Для выработки окончательной правовой позиции, рекомендуется провести системное толкование норм пункта 1 статьи 2 и части 19 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

Есть ли основания для внесения изменений в Закон № 103-ФЗ, которые установят разный правовой режим разных счетов поставщиков?

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Сегодня 13:00

В коде биткоина устранена критическая уязвимость, в течение двух лет угрожавшая сети

Во вторник, 18 сентября, состоялся внеплановый релиз клиента Bitcoin Core под версией 0.16.3, благодаря которому была устранена критическая уязвимость, угрожавшая осуществлением DOS-атаки на сеть. Эксплуатация бага была, впрочем, непростой задачей, и к счастью им никто не восполь...

Интервью    Сегодня 12:48

Андрей Кашеваров: Комиссия за перевод внутри одного банка с развитием технологий теряет смысл

За добросовестной конкуренцией на российском банковском рынке следит не только Центральный Банк, но и Федеральная антимонопольная служба. В интервью агентству "Прайм" замглавы ФАС Андрей Кашеваров рассказал, почему банки скоро должны перестать брать комиссию за перевод средств...